В 2008 году в правительственной лаборатории Нью-Йорка произошла авария, и на волю вырвался ужасный вирус. Инфицированные граждане спокойно превращались в мутантов со сверхспособностями, пока не подоспела армия с танками и вертолетами. Ей на подмогу позвали крутое спецподразделение Black Watch, профессионально борющееся с биологическими ЧП (видимо, США они не впервой). Бетонные джунгли были разбиты на «зоны влияния», причем в некоторых уже хозяйничали «Зараженные». Военные засели в свободных от нелюдей кварталах и начали «зачистки». Впрочем, без особого успеха — уж больно могучи чудища. В столь бодрящей обстановке, вдобавок с пустотой вместо памяти, проснулся главный герой — Алекс Мёрсер. Единственное, что мужчина знал точно — в его неприятностях виноваты лица, тесно связанные с царящей в Нью-Йорке бедой. Секретный эксперимент сделал из вчерашнего обывателя нечто, лишь внешне похожее на человека. Отныне он сильнее и быстрее простых смертных, презирает гравитацию и наделен букетом «суперсил». Когтям и рукам-саблям позавидовал бы Джек Потрошитель; шипам, вырастающим из-под земли по желанию «кадавра», — Влад Цепеш. Для обороны позвоночник выдвигает иголки, предплечье «растекается» в щит, а кожа каменеет. От непробиваемых покровов отскакивают даже машины, несущиеся на полной скорости. Инфракрасное и ночное видение — тоже не последнее в комплекте.
Весь игровой процесс построен на ключевой способности пожирать «биомассу» живых существ специальными щупальцами. Во-первых, от нее зависят здоровье и мощь «каннибала». Во-вторых, убитые передают ему свои воспоминания. Наш (анти)герой, понятное дело, рассержен и без колебаний поедает всякого, кто был замешан в роковых опытах. Каждый вражеский «флэшбэк» — награда за миссию и узелок (всего их 250) в некой «Паутине интриги». Шаг за шагом Алекс раскрывает заговор, который преобразил его и привел к катастрофе. Наконец, самое главное — можно впитать внешность жертвы и ее навыки. Едва ли не любая ситуация в мегаполисе предлагает «уничтожать или обманывать». В демо журналистам показывали, как разными путями разрушить армейскую часть. «Консерваторы» шинкуют караул и захватывают танк. Остальные в переулке кушают рядового, бескровно минуют проходную, внутри здания поглощают командующего, отходят подальше от базы и задают координаты для воздушного удара. Чужие умения необходимы и в обычных столкновениях: например, чтобы использовать оружие или пилотировать вертолет. Добраться до него, кстати, просто — одним прыжком с мостовой.
Алекс Мерсер во всей своей красе.
Многострадальный Нью-Йорк в очередной раз охвачен огнём восстания, танки патрулируют улицы, военные подразделения торопливо прочёсывают особо опасные районы. Да, опять вирус. Да, вновь крайне опасный. Заражённые люди быстро перевоплощаются в злостных мутантов, здоровые граждане не знают, куда деваться, а вооружённые силы активно противостоят живой заразе. Алекс Мерсер тем временем просыпается без памяти и осознаёт, что с ним сотворили нечто ужасное, но кто, когда и с какой целью - неизвестно. Восстанавливать по крупицам именно его память нам и предстоит на сей раз, прорываясь сквозь толпы монстров и ряды солдат. Всё дело в том, что Алекс мутант необычный, с теми гомункулами, что заполонили улицы, наш протагонист не имеет почти ничего общего. Он сильнее, быстрее и опаснее, чем целый полк заражённых членовредителей, а потому и не брат им вовсе. Для людей же разницы нет, мутант, мол, и в Африке мутант. Иными словами, враждебно по отношению к главному герою настроены все, а нам ведь разобраться необходимо, с чего такой переполох и кто нам бешенство привил, так что выбора нет - будем искать виноватых, методично истребляя всё живое на пути.
Такие вот зверства на улицах Нью-Йорка с приходом Алекса стали в порядке вещей.
К счастью, серьёзный вред Алексу вообще причинить крайне трудно: от смачного падения (или прыжка) с небоскрёба его даже насморк не пробьёт - чего уж говорить о вражеских пулях. В городе присутствуют люди, которым известно, что на самом деле случилось с героем - их мы и разыскиваем, прибегая к самым разным тактикам и методикам. Открытых столкновений с соперниками будет больше всего, солдаты и монстры стараются окружить протагониста, лишить свободы и размаха, вот только не очень у них это получается. Буквально нашпигованный сюрпризами Мерсер то корни-шипы сквозь землю пропустит, неожиданно атакуя снизу всех вокруг, то "взорвётся" множеством щупалец, которые ринутся беспощадно кромсать ближайших недоброжелателей - в общем, крайне антисоциальный этот прототип у Radical получился. Хотя, чего уж тут - любят они таких персонажей, недаром соорудили амбициозный GTA-клон Scarface: The World is Yours и экшен по мотивам первой экранизации "Невероятного Халка". Мы привыкли к героям загнанным в угол, озлобленным или ищущим отмщения, к героям-одиночкам, чьи попытки изменить мир и сделать его лучше уже, согласитесь, несколько поднадоели. Здесь, грубо говоря, Алекс - главный злодей, беспринципный мститель, преследующий единственную корыстную цель. Для него правда - это не идеал, не истина, за которую нужно бороться, а просто информация, которую необходимо любой ценой добыть. Ценой жизни многих людей в том числе.
Среднестатистический кадр. Да, ни минуты покоя.
Основная "специальность" Мерсера-мутанта - изменение собственной генной структуры, её копирование на примере заданного объекта или заранее заложенного шаблона. Иными словами, Алекс может и относительно тихо передвигаться, не привлекая внимания. Для этого лишь надо застать врасплох какого-нибудь вояку и откусить от него кусок посочнее, после чего можно легко трансформироваться в точную копию жертвы. Не прибегая к этому методу, можно лишь изменять структуру собственного тела в целях защиты или атаки (покрыться шипами, отрастить панцирь, etc), для перевоплощения обязательно нужен исходный материал. Кроме того, точно также добываются и чужие воспоминания, ибо добровольно заставить ключевых персонажей рассказать всё то, что им известно, вряд ли получится, а "откусить" Алекс умеет даже кусочек памяти. Плюс ко всему от имени персонажей, в чью шкуру мы сможем влезть, получится и действовать, приказы отдавать, диверсии устраивать - не соскучишься, короче. И всё это в антураже громадного города, где события развиваются независимо, ситуация периодически меняется, на карте отмечаются районы, где в данный момент преимущество у военных или заражённых - жизнь и смерть вокруг бьют ключом. Разводным.
А вот так Мерсер питается.
К слову, воровство воспоминаний - это и есть основной метод подачи сюжета, в остальном игрок полностью свободен и волен самостоятельно решать, что и когда делать. Можно проходить Prototype аккуратно, принимать взвешенные решения, помогать той или иной противоборствующей стороне временами, облегчая себе задачу в дальнейшем и расчищая путь к следующей миссии. Заданий обещают множество, причём самых разнообразных, включая и скрытные миссии, и побоища, и операции внутри зданий. Ограничивать при этом будут по минимуму, методы игрок так или иначе выбирает сам, каких-либо условностей типа "не трогать мирных граждан" здесь не предусмотрено.
Оружие нам не очень-то нужно. Проще так.
Швыряйтесь машинами, поднимайте на воздух целые вражеские укрытия, угоняйте вертолёты… Да, прямо на лету. Никто не запрещает сигануть с крыши высотки до ближайшей "вертушки" и, ловко ухватившись за неё, захватить боевую единицу в лучших традициях Т-1000 и "Терминатора 2". Вся военная техника в распоряжении главного героя, вот только обычные легковушки воровать запретили. Негоже, мол, суровому мутанту на шикарных спорткарах разъезжать, драться надо с их помощью, с крыш на них обрушиваться и во все стороны ими разбрасываться. Не та ситуация на улицах, чтобы с экскурсиями разъезжать. Визуально ситуация, при всём при этом, ничуть не облагораживается: кровища из поверженных врагов хлещет во все стороны, Алекс гневно рвёт обидчиков в клочья, вонзает в них иглы и разбивает головы о доступные углы столь наглядно, что невольно приходит беспокойство - пропустят ли такое на прилавки? В любом случае, рейтинга "М" - в лучшем случае - "Прототипу" не избежать. Прогулку по охваченному паникой Нью-Йорку нам предстоит совершить через год. Задумок в списке на реализацию у разработчиков ещё более чем достаточно - лишь бы не перемудрили.
Не обязательно сотворить гениальную, инновационную и безупречно красивую игру, чтобы привлечь к себе много внимания и хорошо продать продукт - достаточно лишь целевую аудиторию чем-нибудь впечатлить. Prototype - как раз такой случай, здесь принципиально нового практически ничего нет, сборка чужих идей с гарниром из sandbox-геймплея и под острым сюжетным соусом. Prototype — этакий живой комикс образца XXI века. «Плохой парень» заменил Кларка Кента, жестокий мир — небылицу. Правда правдой, но грань между «весёлой» кровавостью и безвкусным натурализмом слишком тонка. Глядишь, Кейн и Линч сойдут за безобидную шпану на фоне «супермена-людоеда». К тому же беспокоит, что Radical Entertainment гонится за несколькими зайцами. Как бы не упустить всех разом…