Если вы видели Heavenly Sword, предыдущую работу Ninja Theory, то в Enslaved: Odyssey to the West узнаете их почерк без труда. У этих игр много общего. Энди
Серкис (среди хоббитов также известный как Голлум) — на месте. Лицевая анимация
— загляденье. История — снова с оглядкой на древнеазиатскую литературу: на этот
раз вдохновлялись классическим китайским романом «Путешествие на Запад»,
переместив все события в XXII век.
Много крупных планов в кат-сценах. Драться, опять же, приходится.
Но главное сходство в другом. Обе эти игры очень легко ругать — за
недоделанную механику, сырость, скучных боссов... а оторваться все равно
невозможно. Всем бы такие «проблемы».
Лепесток за лепесткомЕсли вы не особенно следили за разработкой Odyssey to the West (что
не так уж трудно: по-человечески игру показывали только на последней Е3), то уж
по крайней мере в курсе, в каких декорациях тут все происходит. После «зеленого
апокалипсиса» природа взяла свое: небоскребы обвиты лианами, кусты пробили
асфальт и вымахали до десятого этажа, каждая первая стена расцвела бутонами и
маковыми ростками, могучие деревья можно повстречать в самых неожиданных
местах. Люди тем временем пережили крупную войну и кучкуются на защищенных
базах, а вокруг бродят механические роботы и постреливают по случайным
движущимся целям.
История, однако, стартует без лишних пояснений: во время крушения
воздушного корабля на капсуле спасаются девушка-хакер Трипитака и безымянный
верзила, который просит называть себя Обезьяной. Трип, которой в одиночку ни за
что не добраться до базы своего отца, пошла на хитрость — надела на своего
нового знакомого специальный шлем, пока тот был без сознания. Правила простые: Обезьяна
погибнет, если отойдет от хозяйки слишком далеко или если ее сердце перестанет
биться. Слово «пожалуйста» в XXII веке вышло из моды.
 |
От Enslaved, как и от Heavenly Sword, веет каким-то таинством,
легендой, эпическим похождением, хотя в кадре только два человека. Из простой в
общем-то истории (мужчина помогает женщине поневоле, но вскоре они проникаются
симпатией друг к другу) у британцев снова получилась киношная авантюра пополам
с уютным книжным приключением. Для разработчиков герои и декорации по-прежнему
важнее всего остального, плюс — они точно знают, каких людей нужно приглашать
со стороны. Так, Энди Серкис не только кривлялся для motion capture, но и выступил как режиссер,
помогал в разработке сюжета, а музыку написал Нитин Соунэй — необычный
композитор индийского происхождения (послушайте, пожалуйста, его мелодии к
фильму «Тезки»), способный, к счастью, сочинять что-то отличное от
привычного приключенческого «па-ра-ра».
Собственно сценарий — дело рук Алекса Гарленда («28 дней спустя»,
«Пекло»), и это, конечно, чувствуется: Enslaved проходится от диалога до диалога или хотя бы до немой сцены,
в которой Трип хлопает глазками. Гарленду удалось весьма тонко избежать
классической скрипт-конструкции «знакомство — приключение — трансформация
героев — романтический хеппи-энд» (как именно — мы, ясно, не расскажем!), а во
второй половине игры, когда старые герои чуточку наскучивают, появляется Пигси,
толстопузый человек-свинтус, о некоторых особенностях характера которого мы
также умолчим.
Много диких обезьян
Поглощенные футуристической одиссеей, вы, вероятно, не сразу заметите,
что в Enslaved еще и нужно нажимать на кнопки. Если продолжать сравнения с
Heavenly Sword, то новая механика, безусловно, проще. Обезьяна, за которого и
приходится играть, обучен всего двум ударам и нескольким эффектным добиваниям,
плюс стреляет плазмой и электромагнитными импульсами из своей дубинки. Учитывая,
что на всю игру — один тип врагов (не считая боссов), применений такому
скромному набору находится немного. «Голый» робот — мутузим руками. Стоит
далеко — стреляем. Прикрывается щитом — обезвреживаем магнитным лучом и
добиваем.
Но сражаться приходится не так уж и часто. По устройству и темпу
уровней Enslaved — это скорее пространственная
головоломка, чем экшен. Дело в том, что (помним про шлем) Обезьяна не может
далеко убежать, ему постоянно приходится тянуть за собой Трип, а она девушка
хрупкая. Поэтому штатная ситуация тут выглядит следующим образом. Вас оставляют
на каком-то отрезке локации, где необходимо, скажем, добраться до люка на
крыше. Трип сканирует местность при помощи напичканной электроникой стрекозы,
вокруг обнаруживаются защитные турели, мины, ямы и те самые роботы, а дальше
начинается мартышкин труд. Прыгая, словно орангутанг, по платформам, карабкаясь
по трубам и уступам, опуская мосты и лестницы, ломая автоматические пушки и
сваливая на непроходимые выбоины целые грузовики, Обезьяна в конце концов
расчищает путь, подзывает подругу к себе (или тащит на горбу) — все, дальше
следующий набор преград. Вмешательство Трип сведено к минимуму: можно попросить
девушку голограммой отвлечь врагов и турели, пока вы пробегаете мимо. Важно понимать, что ни головоломки, ни экшен, ни тем более акробатику Enslaved не назовешь безнадежными, но
при этом цельной картины из них не складывается. Просто у Ninja Theory нет
четкого понимания, как собрать из всего этого приключенческую игру, а не
набор интерактивных сцен. Вспомните Uncharted 2
— там сценарий неотделим от геймплея. Ограбление музея, исследование
храмов, погони в горах, танковая атака деревушки — во всем вы
участвуете лично. В Odyssey to the West ровно два ярких момента: в
одном Обезьяна ловит стрекозу, в другом Трип учится езде на броневике.
В остальное время авторы просто расставляют роботов и ловушки, чтобы
заставить вас бежать вперед, а под конец еще и загоняют на грязный
вонючий завод. Но как только у вас забирают управление, а персонажи
открывают, наконец, рот — о получасе монотонных прыжков ни капельки не
жалеешь.
Если на секунду отвлечься от неизбежных аналогий с Heavenly Sword, то несложно сделать вывод,
что, по ощущениям, Enslaved напоминает первую часть Uncharted. Такая же милая и такая же
неровная. Но ведь ради эффектных драк можно купить Bayonetta. Скакать по крышам интересно
в inFamous. Для любителей
экшен-головоломок не за горами Portal 2.
А вот Enslaved — вся такая яркая и теплая —
одна на миллион, как песня Эдиты Пьехи про оранжевое солнце.
|